Unicase Law Firm

Президент Токаев принял курс на либерализацию экономики

Введение
Автор: Александра Муссина

8 мая 2024 года был принят Указ Президента РК № 542 «О либерализации экономики» (далее - “Указ”). Указ уже вступил в силу.
Кратко О Реформах
Новый указ президента нацелен на принятие мер по улучшению бизнес-климата страны, повышение правовых, экономических и социальных условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Казахстане.Например, некоторые государственные органы обязаны обеспечить сокращение государственного участия в экономике в ближайшие годы, особенно по части государственных закупок, снизить влияние квазигосударственного сектора в экономике страны, излишние предприятия будут приватизированы, а некоторые налоговые, административные вопросы, связанные со свободой предпринимательства будут реформированы в пользу бизнеса.
Подробнее О Мерах Либерализации
В частности, до 31 декабря 2026 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, за исключением необходимости обеспечения исполнения Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов», а также особых случаев по прямым поручениям Президента Республики Казахстан.

Также, запланирована ревизия государственного имущества и квазигосударственных активов, в рамках которой Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан до 1 июня 2024 года создаст Национальный офис по приватизации, который до 31 декабря 2024 года должен обеспечить критерии к гос объектам, подлежащим обязательной приватизации, и проведет анализ деятельности действующих государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат гос-ву и аффилированным с ними лицам, на предмет возможности и целесообразности передачи в конкурентную среду непрофильных активов с учетом региональной специфики.

По результатам ревизии будет сформирован перечень гос. активов, подлежащих приватизации (с определением по каждому из них условий и методов реализации, включая IPO, SPO, аукционов и других), утверждение и корректировка которого будут возможны только по решению Высшего совета при Президенте Республики Казахстан по реформам. Возможность приватизации объектов по инициативе субъектов частного предпринимательства будет предоставлена путем формирования и внедрения заявочного перечня гос. активов с соответствующим мониторингом этого процесса Агентством. Государство при этом должно занимать вспомогательную роль участия на товарных рынках с низким уровнем конкуренции и предложения, временное участие в субъектах рынка, подразумевающая обязательную приватизацию всех субъектов рынков с государственным участием, за исключением стратегических и социальных объектов, объектов инфраструктуры финансового рынка, объектов, обеспечивающих функционирование межбанковских платежных систем и финансового рынка.

При этом, недопустимо создание частных монополий (в том числе локальных) при приватизации, за исключением субъектов естественных монополий.

Массовая приватизация гос.активов должна будет быть завершена до 31 декабря 2028 года, исключительно за счет собственных и заемных средств частных инвесторов (без привлечения заемных и иных средств из государственных и квазигосударственных источников). При этом, должен будет быть принят новый формат перечня разрешенных видов деятельности для субъектов квазигосударственного сектора, предусматривающего обязательное указание в нем географических границ для каждого кода общего классификатора всех видов экономической деятельности, наименования субъекта с государственным участием, осуществляющего определенный вид деятельности, срока присутствия субъекта на том или ином рынке товаров и услуг. Запланирован пересмотр существующих законодательных оснований участия государства в предпринимательской деятельности.

1. Предусмотрен ряд мер для Правительства с Агентством по стратегическому планированию и реформам РК, направленных на повышение самостоятельности и независимости управления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее — Фонд) и его дочерними и зависимыми компаниями.

  • до 1 июля 2024 года будет пересмотрен порядок формирования состава советов директоров (наблюдательных советов) Фонда и его дочерних и зависимых компаний, создав систему открытых и предсказуемых назначений путем установления порядка и критериев отбора независимых директоров (независимых членов), проведения конкурсов по их отбору;
  • до 1 августа 2024 года должны быть приняты доп. системные меры по снижению возможности вмешательства Фонда в операционную деятельность его дочерних и зависимых компаний, включая кадровые решения, осуществление закупок и производственные процессы;
  • до 1 августа 2024 года будет пересмотрена система регулируемых закупок Фонда совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» (по согласованию), Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) и Агентством по защите и развитию конкуренции с учетом повышения прозрачности процессов и увеличения доли внутристрановой ценности.

2. Отдельные задачи с целью обеспечить честную конкуренцию в сферах бизнеса:

1) в топливно-энергетическом комплексе, транспорта, связи и иных:

● до 31 декабря 2024 года снизить долю квазигосударственного сектора на рынке поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, обеспечить равный и недискриминационный доступ частных поставщиков нефти к услугам переработки нефти, транспортировки нефти, а также хранения авиатоплива на территории аэропортов, в том числе посредством оцифровки процедур предоставления доступа;
  • до 31 декабря 2025 года завершить оцифровку данных о землях сельскохозяйственного назначения и до 31 декабря 2026 года обеспечить обязательное использование электронного конкурса при их предоставлении;
  • до 31 декабря 2025 года обеспечить реализацию через электронный аукцион участков недр, в отношении которых национальными компаниями в области углеводородов не реализовано в течение 3 лет приоритетное право на получение права недропользования через прямые переговоры;
  • до 31 декабря 2029 года поэтапно исключить кросс-субсидирование тарифов внутри и между отраслями экономики (услуги электроснабжения, водоснабжения и водоотведения);
  • до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков;
  • до 31 декабря 2025 года обеспечить практическое применение стимулирующей методологии тарифообразования в целях привлечения частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности сфер естественных монополий с контролем качества предоставляемых регулируемых услуг;

2) в сфере совершенствования закупок и биржевой торговли до 31 декабря 2024 года:

  • внедрить принципы «желтых страниц» при проведении гос. закупок путем отклонения от участия в гос. закупках заявок потенциального поставщика, являющегося юридическим лицом, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, в случае наличия не менее 2 заявок от потенциальных поставщиков, являющихся субъектами предпринимательства;
  • пересмотреть перечень случаев, при которых госзакупки товаров, работ и услуг осуществляются способом из одного источника путем прямого заключения договора;
  • исключить биржевые торги не стандартизированными товарами и осуществление государственных закупок через товарные биржи;
  • повысить эффективность цифровых торговых систем товарных бирж и программного обеспечения клиринговых центров для исключения риска вмешательства в ход биржевых торгов и обеспечения выполнения обязательств по биржевым сделкам;

3) обеспечить до 31 декабря 2028 года поэтапный переход от товарно-специфических субсидий к льготному кредитованию;

4) в целях обеспечения прозрачного и равного доступа к мерам государственной поддержки предпринимательства:

  • обеспечить оказание мер государственной поддержки предпринимательства по аналогии с государственными услугами в целях стандартизации порядка их предоставления;
  • завершить внедрение цифрового формата взаимодействия государства и бизнеса путем создания цифровой экосистемы, в том числе с обеспечением предоставления мер государственной поддержки по принципу «одного окна»;
  • разработать эффективный механизм расчета и учета встречных обязательств бизнеса при оказании мер государственной поддержки;

5) обеспечить оцифровку бизнес-процессов вхождения в списки госзакупа, в том числе регистрации цен на лекарственные средства и медицинские изделия.

3. В целях дальнейшего совершенствования условий, обеспечивающих честную конкуренцию на финансовых рынках:

1) Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Национальным Банком Республики Казахстан:

  • до 31 декабря 2024 года принять меры по расширению возможностей для открытия новых банков и повышению доступности банковских услуг для населения и субъектов предпринимательства, в том числе путем:
  • либерализации законодательных требований по открытию дочерних иностранных банков и филиалов иностранных банков;
  • расширения перечня разрешенных видов операций для филиалов иностранных банков;
  • институционального совершенствования банковской системы, в том числе с рассмотрением целесообразности введения универсальной и базовой банковской лицензии;

2) Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан до 1 сентября 2024 года обеспечить введение запрета на привлечение государственного финансирования из Национального фонда Республики Казахстан на нерыночных (льготных) условиях для субъектов квазигосударственного сектора, за исключением проектов общестранового значения с получением в каждом случае прямого согласия Президента Республики Казахстан после прохождения соответствующей экспертизы (включая оценку проекта) и при отсутствии альтернативных источников финансирования.

4. В целях реализации основополагающих принципов свободы предпринимательства, в том числе за счет обеспечения невмешательства государственных и правоохранительных органов в законную предпринимательскую деятельность, Правительству Республики Казахстан:

1) совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (по согласованию) до 31 декабря 2025 года обеспечить:

  • полную автоматизацию (цифровизацию) доступа потребителей к коммерческим услугам, предоставляемым государственными органами и организациями квазигосударственного сектора, в том числе таких как подача- уборка вагонов, услуги локомотивной тяги, распределение горюче-смазочных материалов и другие (перечень услуг, доступ к которым подлежит автоматизации, должен быть определен до 1 июня 2025 года);
  • регламентацию, цифровизацию и упрощение процедур получения технических условий на подключение к инженерным сетям, в том числе от частных субъектов естественных монополий;

2) предусмотреть в новом Налоговом кодексе:

  • дифференцированный подход по мерам принудительного взыскания налоговой задолженности в зависимости от ее размера (минимизация ареста счетов);
  • упрощение процедуры предоставления отсрочки/рассрочки без залога при наличии незначительной задолженности;
  • установление порогового значения взыскания задолженности по социальным платежам;
  • ограничение по приостановлению налоговой проверки субъектов малого и среднего бизнеса не более 2 раз;

3) совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан до 31 декабря 2024 года обеспечить внесение в законодательство Республики Казахстан изменений и дополнений, предусматривающих:

  • декриминализацию уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности;
  • совершенствование административно-деликтного законодательства, в том числе в части пресечения незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны субъектов квазигосударственного сектора, естественных монополий и иных организаций независимо от форм собственности, установления административной ответственности за деяния, связанные с воспрепятствованием занятию законной предпринимательской деятельностью, если они не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния; запретительно-ограничительных мер (приостановление деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса; приостановление действия, лишение (отзыв) разрешения и (или) приложения к разрешению; отказ в продлении срока действия разрешения; отмена (отзыв) решения, вынесенного ранее в пользу инвестора; расторжение в одностороннем порядке контракта либо соглашения); решений о возбуждении дел об административных правонарушениях и назначении проверок в отношении инвесторов, а также исковых заявлений государственных органов к инвесторам, включенным в Реестр инвесторов;
  • исключения регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении в сфере экономической деятельности в ЕРДР

  • без приложения акта налоговой проверки, заключения (справки) специалиста органов налоговой службы, в выводах которого содержатся достаточные данные, указывающие на наличие признаков уголовного правонарушения;
  • при досудебном и судебном обжаловании актов органов налоговой службы до вступления в силу решения вышестоящего органа в случаях досудебного обжалования и решения суда при судебном обжаловании;
  • при полном добровольном погашении начисленных сумм налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, за исключением случаев произведенных по сделкам начислений без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, а также внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей;

4) до 1 июля 2024 года обеспечить возможность использования реализованных международных проектов, разработанных в соответствии с передовыми общемировыми стандартами, для строительства объектов без обязательной разработки ПСД в соответствии с требованиями РК;

5) до конца 2025 года пересмотреть квалификационные требования для получения разрешений, а также оптимизировать порядок и сроки их получения;

6) до конца 2024 года разработать потенциальное внедрение института коллективных исков, направленного на обеспечение возмещения неограниченному кругу лиц ущерба, причиненного действиями монопольных и (или) доминирующих групп.
Subscribe to blog